Отличия ЗПРР и алалии от аутизма | Развитие речи

Аутизм

Отличия ЗПРР и алалии от аутизма весьма существенны в части, касающейся развития речи. Все три диагноза ставятся детям в возрасте до 5-х лет и считаются самыми распространенными при грубой задержке речевого развития.

Сперва уточним, что все три диагноза имеют непосредственное отношение к грубой задержке речи (когда ребенок не заговорил после 3-х лет). А значит все детки этой категории так или иначе имеют трудности с пониманием речи, с коммуникациями, с эмоциями и жестами.

Т.е. задержка речи — ведущий симптом в постановке этих диагнозов. Но задержка бывает разной и речь развивается у деток, с вышеназванными диагнозами, тоже по разному. В нашей статье мы выделим некоторые отличия в развитии речи у ребят с ЗПРР, алалией и аутизмом.

Развитие речи у детей с алалией или с ЗПРР

Речь у детей с алалией или с ЗПРР развивается неполноценно. При этом может полностью или частично отсутствовать понимание обращенной речи при сохранном слухе. Однако, эта категория детей всегда испытывает потребность в общении и всячески эту потребность демонстрирует мимикой, жестами, звукоподражанием. Они стремятся к общению как со взрослыми, так и с ровесниками и испытывают удовольствие от общения.

Если у детей присутствовал лепет, то со временем словарный запас изрядно пополняется. У детей с алалией или с ЗПРР очень редко наблюдается эхолалия и всегда отсутствует вокализация. У детей как правило наблюдается общее недоразвитие речи, т.е. страдают все три компонента (фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи). Если ребенок начинает успешно развиваться, то постепенно осваивает все компоненты.

После запуска речи дети с алалией и ЗПРР охотно пользуются своей речью, хорошо регулируют тональность, интонацию и тембр, а также иные звукомелодические характеристики. Дети, по началу, в своей речи часто коверкают слова до неузнаваемости, проглатывают буквы или целые слоги. Например, «Ня куать тюпь» (Я хочу кушать суп).

Развитие речи как бы запаздывает на 2-3 года. Т.е. в 5 лет ребенок может говорить «малышковым языком». Однако, при должной и своевременной коррекции речь полностью восстанавливается. Звуки ставятся с помощью логопедической помощи. 

При этом, когда речь уже восстановлена, ребенок правильно использует местоимения (я, мы, ты, он, она, оно) и окончания глаголов и других частей речи, понимает и правильно использует рода имен существительных. У детей с алалией или с ЗПРР присутствует период «почемучки», когда ребенок после запуска речи усиленно расспрашивает взрослого обо всем на свете.

Отличия ЗПРР и алалии от аутизма развитие речи

Развитие речи у детей с аутизмом

Речь у детей с аутизмом, как правило развивается в пределах нормы или с небольшой задержкой до 1,5 лет. После чего происходит регресс и все речевые навыки утрачиваются. К общению ребенок с аутизмом не стремится, мимику и жесты не использует, при этом, как правило, обращенную речь понимает. Вместо речи ребенок с аутизмом использует эхолалию или вокализацию.

Когда речь запущена, ребенок ею пользуется неохотно. Лепета, как правило, нет и от полного молчания ребенок, в течении короткого времени, переходит к словам и предложениям. Речь полна аграмматизмов, неправильно употребляются местоимения, окончания, падежи. Однако, слова многими детьми с аутизмом произносятся верно, без коверканья, порой могут пропускаться буквы (например, тапы вместо тапки). 

Традиционная логопедическая помощь может отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка с аутизмом. У таких деток накопление опыта речевого общения приводит к тому, что ранее неправильные звуки «ставятся сами».

Например, мой сын может сказать: «Играй со своим левом (а не львом)» или может спросить у меня: «Ты уже поел?». Дети с аутизмом испытывают огромные трудности с мужским, женским и средним родом имени существительного, с личными местоимениями и с окончаниями глаголов. Например, когда сын только начал говорить он использовал фразу «Моя дома есть» (У меня дома есть).

Эта особенность у многих сохраняется и во взрослом возрасте, несмотря на непрерывную коррекцию в детстве. Примечательно, что при изучении иностранных языков проблем с окончаниями и родами существительных, как правило, нет (во всяком случае у моего сына при изучении английского языка таких проблем нет). Часто придумывают неологизмы — новообразованные слова или предложения.

В незнакомой обстановке использование речи вызывает большие затруднения и ребенок попросту предпочитает молчать, даже если его речь очень даже неплоха, с точки зрения произношения.

Например, когда мы приходим на прием к незнакомому ранее доктору, сын просто молчит, хотя сейчас его речь вполне понятна не только членам семьи. Если доктор обращается к сыну, то ребенок начинает запинаться, мяться с ноги на ногу и, в итоге, может выдавить пару слов, а потом тишина. Только после того, как сын привыкает к новому человеку он может разговориться. Причем дома трещит без остановки.

Ко всему прочему ребенок с аутизмом не может контролировать тональность своей речи и часто говорит слишком громко, звонко или наоборот медленно и тихо. В речи преобладают шаблонные фразы, не несущие за собой смысловой нагрузки.

Например у моего сына шаблонная фраза — «Тук-тук, кто там». Причем когда ребенок произносит эту фразу она вовсе не несет в себе тот смысл, который должна нести. Эта фраза вообще может означать, что угодно от «Я устал» до «Мне скучно». Ко всему прочему сын может сказать эту фразу совершенно ни к месту или не во время. Допустим, мы стоим в очереди в магазине и сын ни с того, ни с сего произносит фразу «Тук-тук, кто там», обращаясь в никуда. Через некоторое время выясняется, что ребенок устал стоять в очереди и предупредил меня этой фразой. Поди догадайся, что он имеет в виду на этот раз.

У детей с аутизмом отсутствует поименное обращение к другим людям. Они вообще по поводу имен не парятся.

Например, когда мы ездили на море, мой сын ходил каждый день вечерами в беседку, где играл на протяжении двух недель в Майнкрафт по сети с двумя мальчиками. Когда отпуск закончился и мы приехали домой, я спросила у сына как же звали этих мальчиков, на что сын ответил, что не знает, не помнит.

В целом, дети с аутизмом речью пользуются крайне неохотно, но если и вступают в диалог, то вскоре этот диалог превращается в монолог о вещах, которые интересны этому ребенку. Об интересах собеседника ребенок с аутизмом не слишком волнуется и в ответах собеседника, как правило, не очень-то и нуждается.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья, поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий