Правила общения с ребенком аутистом

Аутизм

Правила общения с ребенком аутистом на основе методов АВА очень просты и их обязательно должен знать каждый человек нашего общества. Об этих правилах мы с сыном узнали в центре реабилитации и они нам здорово облегчили жизнь. На тот момент мой ребенок был еще невербальным, а потому очень часто его поведение сложно было назвать приемлемым. Мы с сыном только учились понимать и слышать друг друга. Однако, когда я освоила эти правила и взяла их на вооружение в повседневной жизни, мы добились очень неплохих результатов.

Методы АВА помогают не только скорректировать нежелательное поведение, но и сделать общение с ребенком более продуктивным.

Дети с аутизмом требуют к себе особого отношения и определенной манеры общения. И вербальные, и невербальные дети лучше идут на контакт, если они доверяют своему собеседнику и способны услышать его в данный момент. Правила общения с ребенком аутистом помогут сделать беседа была продуктивной необходимо придерживаться определенных правил общения. Давайте обсудим эти правила.

Так что же надо знать, чтобы научиться общаться с детьми с аутизмом?

Придерживаемся спокойного тона беседы

Самое важное в общении с ребенком — это ровный эмоциональный фон. Стараемся все свои предложения и фразы формулировать исключительно в положительном ключе. Тон беседы поддерживаем нейтральный и спокойный.

карточки PECS
карточки PECS

Четко формулируем цель общения

До начала общения надо четко сформулировать себе, что Вы хотите от ребенка сейчас, в данный момент. Выберите себе конкретную цель. Например, Вы хотите, чтобы Ваш ребенок убрал игрушки. Когда цель поставлена, прямо и коротко озвучиваем свое желание ребенку.

Например, говорим ребенку «Убери игрушки». Четко и ясно. Если же Вы скажите: «А ну быстро убирай игрушки, а то мы не пойдем гулять», то ребенок с аутизмом скорей всего услышит только слово «быстро». Однако, навряд ли он поймет, что слово «быстро» относится именно к просьбе убрать игрушки. Поэтому формируем свою просьбу четко, чтобы она была как можно более функциональная для ребенка.

Если ребенок выполняет Ваше требование, подкрепляем его правильный выбор какой-либо вкусняшкой или любимой игрушкой.

В общении употребляем простые предложения

В разговоре с ребенком используем четкие, сформулированные, короткие фразы. Например, говорим: «Садись на кровать» и подкрепляем свою фразу визуальным жестом, если это необходимо. Употребляйте простые предложения. Не стоит загружать речь множеством дополняющий друг друга слов. Развернутые предложения с множеством причастных и деепричастных оборотов для ребенка с аутизмом превращаются просто в какой-то шум. Такая речь перестает быть функциональной для ребенка и он в итоге не поймет, что вы от него хотели.

Ваша речь должна быть максимально не перегружена лишними фразами,функциональной и понятной.

Наши действия, если ребенок находится в состоянии стресса

Одно и тоже проблемное поведение ребенка, будь то плач, визг или самоагрессия, по разному закрепляется, в зависимости от причины происхождения. Рассмотрим три варианта происхождения неприемлемого поведения:

  • Если источник стресса в пределах досягаемости, то мы можем убрать его, если нам это под силу. Например, если источником раздражения является слишком яркий свет на улице, я даю сыну кепку с длинным козырьком.
  • Если от нас ничего не зависит, а у ребенка действительно есть причины для расстройства, то нам остается просто успокоить ребенка, прижать к себе, погладить по голове. Например, мой сын жутко боится грозы, в такие минуты я просто обнимаю его и успокаиваю как могу.
  • Ели же проблемное поведение несет в себе функцию попросить что-то или отказаться от чего-то, то тогда мы эмоционально игнорируем ребенка, предлагая ему выбрать другую возможность проявить свою просьбу или отказ. Игнорируя нежелательное поведение, мы тем самым не даем ребенку закрепить это поведение. Например, сын хочет играть в компьютер, при этом не доделал уроки, я не разрешаю ему играть, пока уроки не будут доделаны. Метод работает на ура, проверено :) В следующий раз ребенок даже не просит компьютер, пока не сделаны уроки.
речевой тренажер "Go Talk"
речевой тренажер «Go Talk»

Общение на уровне с ребенком

Помните, что общаясь с ребенком аутистом Вы должны быть предельно осторожны, чтобы не испугать или не ранить этого ребенка. Общаться лучше находясь на одном уровне с ребенком. Т.е. если ребенок сидит на стуле, Вам также стоит сесть на стул, если ребенок стоит на полу, Вам лучше присесть на корточки. Тем самым Вы минимизируете страх или агрессию со стороны ребенка.

Дополнительные средства для общения с ребенком с аутизмом

Если ребенок невербальный или маловербальный, то для общения с таким ребенком используются карточки PECS. Карточки PECS можно при необходимости легко сделать своими руками. Изображения вырезаются из доступных Вам средств, например, из журналов или берутся из интернета и распечатываются на принтере.

Так же можно использовать речевой тренажер «Go Talk», с помощью которого ребенок может попросить что-то, что ему необходимо в данный момент. Довольно дорогое удовольствие, но очень действенное. Мы таким пользовались в центре реабилитации, когда еще сын был невербальным. Ребенок с помощью тренажера учится формулировать свои желания и правильно их озвучивать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья, поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий