Ставим указательный жест и жесты «нет», «да»

Аутизм

Указательный жест и жесты «нет», «да» крайне важны и являются мостом между невербальной и вербальной речью ребенка. Указательный жест используется для направления внимания других людей или собственного внимания на какой-либо объект. В норме дети осваивают указательный жест к 1,5 годам.

Указательный жест и жесты «нет», «да» являются средствами коммуникации и их отсутствие относится к триаде признаков аутизма.

У детей с РАС спонтанное применение указательного жеста и жестов «нет», «да» может возникнуть только ближе к 7-ми годам или не возникнуть вовсе. Данный факт крайне затрудняет общение с такими детьми.

Однако, если ежедневно использовать специальные упражнения, то можно не только поставить эти жесты, но и ввести их в постоянное общение ребенка с окружающими людьми.

Ставим жесты «нет», «да»

Сперва имеет смысл проработать жесты «нет», «да». Для этого мы будем регулярно задавать ребенку разнообразные вопросы, на которые можно ответить выше обозначенными жестами.

Например, усаживаем ребенка напротив себя, чтобы его лицо было направлено на ваше лицо. Показываем ребенку кружку с водой и спрашиваем: «Ты хочешь пить?», провоцируя его утвердительно кивнуть на наш вопрос головой. Если ребенок затрудняется сделать это самостоятельно, мы ему помогаем и слегка надавливаем на затылочную область головы ребенка своей рукой.

Как только ребенок освоит жест «да», вводим следующий жест «нет». Опять же задаем вопросы, но в тот момент, когда процесс еще не завершен. Например, ребенок только наполовину съел свой обед и мы в этот момент спрашиваем: «Ты доел?» Если ребенок, опять же, затрудняется самостоятельно выполнить жест «нет», помогаем ему сделать жест, слегка поворачивая своими ладонями лицо ребенка.

указательный жест

Ставим указательный жест

Одновременно ставим ребенку с аутизмом указательный жест. К словесным инструкциям «Положи», «Возьми» добавляем еще одну инструкцию — «Покажи».

Берем руку ребенка в свою руку и фиксируем указательный жест, отгибая пальчик ребенка в нужном направлении. После чего учим ребенка четко указывать пальчиком на нужную картинку или предмет. Как только ребенок повторяет за нами жест, сразу же подкрепляем правильное действие ребенка поощрением.

Мгновенно поощряем любую инициативу ребенка самостоятельно использовать указательный жест или жест «нет», «да». Использование этих минимальных наборов невербальной коммуникации позволит нам (родителям) определять пожелания наших детей, тем самым мы сможем погасить многие конфликтные ситуации.

Ставим жест «Двигай»

Проделываем аналогичную работу для постановки жеста «Двигай». При использовании деревянной рамки или мягких пазлов применяем речевую инструкцию «Двигай».

Помогаем ребенку совместить кусочки пазла при этом слово «Двигай» повторяем столько раз, сколько понадобиться для того, чтобы кусочек пазла встал на свое место. Как только кусочек пазла достиг своей цели, берем рукой ручку ребенка и проводим ею по поверхности собранного поля, показывая ребенку отсутствие выпуклостей и зазоров.

Одновременно говорим такую фразу: «Получилось гладко». Гладкость и ровность собранного рисунка пазла послужит нам критерием правильно выполненной работы по сборке головоломки. После чего поощряем ребенка любимой вкусняшкой.

Применяя ежедневно выше описанные нехитрые упражнения, Вы сможете без труда очень быстро поставить своему ребенку указательный жест и жесты «да», «нет».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья, поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий