Отличия ЗПР и алалии от аутизма | Социальное взаимодействие

Психология

Отличия ЗПР и алалии от аутизма весьма значительны в части, касающейся социального взаимодействия. Давайте обсудим, чем же социальное взаимодействие детей с аутизмом отличается от социального взаимодействия детей с алалией или с ЗПР.

Социальное взаимодействие у детей с ЗПР и алалией

У детей с алалией или с ЗПР социальное взаимодействие страдает незначительно. Конечно, в силу задержки речи эти детки испытывают некоторые проблемы с общением и коммуникациями. Некоторые из них могут и вовсе проявлять симптоматику, схожую с аутизмом.

Например, на приеме у врача, не обращать на него внимание, а пойти поиграть в этот момент с игрушками. Все это может происходить в силу того, что дети не понимают или не до конца понимают обращенную речь и им просто скучно спокойно сидеть на стульчике и слушать дядю или тетю.

Однако, им знакомы негласные правила социального взаимодействия и иерархии ребенок-взрослый. Ребенок с алалией или с ЗПР не будет вести себя со взрослым, как со своим ровесником. К тому же они довольно рано выделяют любимого значимого взрослого внутри семьи и проводят между членами семьи четкие границы, понимают и считывают эмоции другого человека, показывают стремление к нахождению в обществе кого-либо.

Дети с алалией или с ЗПР с удовольствием присоединяются к игре. У них нет проблем с пониманием и выполнением условий игры. Во время игры с другими детьми дети с алалией или с ЗПР спокойно принимают роль, которую им отводят и играют на условиях команды.

Отличия ЗПР и алалии от аутизма социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие у детей с аутизмом

Дети с аутизмом с социальным взаимодействием испытывают большие трудности. Они не умеют и не стремятся считывать эмоции другого человека, им попросту это не интересно и не нужно. Не знают негласных правил социального взаимодействияЧасто со взрослыми людьми ведут себя как с ровесниками. Например, мой сын посередине урока протянул очки учительнице и сказал: «Вытри», чем знатно её огорошил.

У детей с аутизмом нет понятия иерархии ребенок-взрослый.На приеме у врача часто такие детки ведут себя бесцеремонно, они могут вырвать карандаш из рук доктора или залезть ему на колени, потому что не видят социальных границ. Значимого взрослого в семье не выделяют, разницы между членами семьи не проводят. Т.е. им в принципе все равно, кто рядом, бабушка, мама, тетя или папа. Иногда выделяют взрослого, который за ними ухаживает. Иерархии в семье не соблюдают, они просто не понимают её значение.

Например, мой сын может спокойно поспорить с отцом или с дедушкой, а при необходимости, если он прав, то и отчитать или сделать замечание. При этом, когда его ругаешь за такой поступок, мол нельзя перечить отцу или другому взрослому члену семьи, сын искренне не понимает в чем его вина, ведь он прав.

При этом дети с аутизмом могут хорошо контактировать с братьями и сестрами и совершенно не контактировать с другими детьми. В процессе игры с другими детьми дети с аутизмом испытывают огромные сложности. Они не могут соблюдать правила игры, не понимают цель и значение игры, а если все таки начинают играть, то согласны играть только по своим правилам и на своих условиях. При этом в процессе игры ребенок с аутизмом меняет правила этой игры на другие, которые он придумывает сам.

Например, игра в шахматы. Когда мой сын был помладше, он очень любил менять правила игры в середине партии. Допустим, конь у него начинал ходить как королева, а слон, как пешка. Когда я ему указывала на недопустимость таких действий, он искренне не понимал, почему нельзя, ведь если в данную минуту поменять правила, то станет проще играть.

В целом, дети с аутизмом предпочитают одиночество, чем общение с кем-либо. Навязанное общение может вызвать страх и панику. Таким образом, отличия ЗПР и алалии от аутизма весьма значительны в части, касающейся социального взаимодействия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья, поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий