В древнегреческой религии Дионис был богом виноделия, сбора винограда и религиозного безумия. Он также был тесно связан с празднеством, театром, праздничными процессиями, экстатическим танцем, плодородием и безумием. Происхождение Диониса остается загадкой, хотя таинственные экстатические ритуалы, связанные с ним, можно наблюдать и в других, более древних культурах. В Греции поклонение его культу восходит как минимум к микенскому периоду. Дионис тесно связан с символами: бык, змей, тигры/леопарды, тирс, плющ, виноградная лоза, инжир, вино и виноград. В основном его можно увидеть в сопровождении сатиров, менад, кентавров и силен. Дионисий был известным праздником в Афинах, посвященным Богу. В Риме он стал известен как Бахус. Вакханалия была выдающимся частным праздником, отмечаемым в поклонении Богу вина. Бахус также считался основателем римского Триумфального шествия. Узнайте больше о греческом боге вина с помощью этих 10 фактов.
Примечания:
Микенский период: последняя фаза бронзового века в Древней Греции, охватывающая период примерно с 1750 по 1050 год до нашей эры.
Ближний Восток: регион, примерно соответствующий современному Ближнему Востоку.
Тирс: жезл или посох гигантского фенхеля, покрытый плющом или листьями, обычно увенчанный сосновой шишкой.
Сатиры: пьяные лесные боги, представленные в греческом искусстве в виде человека с ушами лошади и хвостом, в римском искусстве с козьими ушами, хвостом и рогами.
Менады: женщины-последователи Вакха, традиционно связанные с божественной одержимостью и безумными обрядами.
Силени: лесной дух, обычно изображаемый пьяным стариком с ушами (а иногда и ногами и хвостом), как у лошади.
Римский триумф: гражданская церемония и религиозное шествие в Древнем Риме, обычно проводимое для публичного празднования и освящения военного успеха.
- Дионисийский культ следовал таинственным практикам для достижения экстатических состояний
- Его культ может относиться к вакхическим, элевсинским и орфическим мистериям
- Его культ предшествовал древнегреческой цивилизации
- Самое раннее изображение Диониса сохранилось на керамике
- Его часто изображают с тирсом
- В Древней Греции в его честь было проведено несколько фестивалей
- Его театр в Афинах — старейший из известных греческих театров
- Римляне идентифицировали Диониса как Вакха
- Праздничная вакханалия Диониса была запрещена в Риме
- Он был популярным персонажем в эллинистическом искусстве и искусстве Эпохи Возрождения
Дионисийский культ следовал таинственным практикам для достижения экстатических состояний
С имеющимися доказательствами происхождение культа Диониса нельзя проследить с какой-либо уверенностью. Таинственный экстатический культ, дионисийские ритуалы, как известно, использовали различные опьяняющие вещества и элементы, такие как танец, музыка и одержимость духом, чтобы вызвать состояния, подобные трансу. Кроме того, они пытались устранить социальные запреты и цивилизационные правила и освободить человека в его естественной форме. С его акцентом на чувственность и сексуальную любовь культ Диониса демонстрировал заметную близость к женской природе и его привлекательность была в первую очередь для женщин. Именно среди женщин он нашел своих самых преданных сторонников. Их энтузиазм был основой его власти.

Его культ может относиться к вакхическим, элевсинским и орфическим мистериям
Мистерии Диониса иногда приписывают Орфею, легендарному музыканту и пророку Древней Греции. Дионис — самый важный Бог в орфизме. Его смерть от рук титанов составляет центральный миф религии. Однако есть данные, которые могут свидетельствовать о том, что орфические мистерии были заимствованы из дионисийских мистерий и что орфизм мог быть реформой более ранней дионисийской религии. Некоторые ученые также указывали на сходство между мистериями Диониса и мистериями Персефоны, предполагая, что они вместе были частью одной и той же религии мистерий. Элевсинские мистерии, посвященные богиням Деметре и Персефоне, были важным религиозным праздником в эллинскую эпоху. Позже он распространился на Рим. В этих мистериях Дионис стал отождествляться с второстепенным божеством Иакхом, который, по разным данным, был либо сыном Деметры, либо ее мужем, или сыном Персефоны, или сыном Диониса. Эти ассоциации могут быть датированы 5 веком до нашей эры.
Примечания:
Персефона: греческая богиня земледелия и растительности, дочь Деметры и Зевса (царя олимпийских богов), была женой и королевой Аида (правителя подземного мира).
Деметра: богиня урожая, земледелия и плодородия земли.

Его культ предшествовал древнегреческой цивилизации
Ранние ученые древней Греции понимали Диониса как чужеземное божество, которое неохотно было принято в греческий пантеон богов. Однако недавние открытия показывают, что его культ в Греции мог предшествовать тому, что мы знаем как древнегреческую цивилизацию. Это заставляет нас признать, что даже если его культ был импортирован, он был задолго до того, что было принято раньше. В начале и середине 20 века раскопки, проведенные во дворце Нестора в Пилосе и вокруг него, обнаружили самые ранние письменные упоминания о культе Диониса. На обнаруженных фрагментах глиняных табличек, датированных примерно 13 веком до н.э., микенская Греция, его имя написано как di-wo-nu-su-jo («Dionysoio» = «Диониса») в линейном письме B. Это может указывать на подношения божеству в этот период. Другие ссылки на «женщин из Ойноа» и «место вина» рассматриваются как подтверждающие эту гипотезу.
Примечания:
Микенская Греция: примерно с 1750 по 1050 год до нашей эры, это считается последней фазой бронзового века в Греции. Дом микенской цивилизации, предшествовавшей древним грекам.
Дворец Нестора: признан важным центром микенской Греции. Археологический объект сегодня является наиболее хорошо сохранившимся дворцом того времени.
Линейное письмо B: форма письма бронзового века, обнаруженная на табличках на Крите.

Самое раннее изображение Диониса сохранилось на керамике
Самое раннее известное изображение, относящееся к Дионису вместе с его именем, найдено на динозавре аттическим гончаром Софилом, датируемым примерно 570 г. до н.э. Объекты изображают свадьбу Пелея и Фетиды, где Пелей принимает свадебных гостей, включая Диониса, в своем доме. Между колоннами дома Пелея подпись художника «Софилос нарисовал меня». Другая иконография, найденная на глиняной посуде, указывает на то, что поклонение Дионису, возможно, было прочно установлено к 7 веку до нашей эры. Он был не только богом вина, но к этому времени он ассоциировался со свадьбами, смертью, жертвоприношением и сексуальностью. Более того, его окружение из сатиров и танцоров уже было установлено.
Примечания:
Чердак: историческая область, которая охватывает город Афины. Относится к полуострову, выступающему в Эгейское море, граничащему с Беотией на севере и Мегаридой на западе.
Динос: чаша для питья, использовавшаяся для вина в Древней Греции.
Пелей и Фетида: Пелей (греческий герой) и Фетида (морская нимфа) — известная пара в греческих мифах. Они родители другого легендарного греческого героя Ахиллеса.

Его часто изображают с тирсом
В искусстве, иконографии и литературе Диониса и его последователей часто можно увидеть с тирсом, который является выдающимся символом, связанным с Богом. Тирс представляет собой жезл или посох из гигантского фенхеля, покрытый лозами или листьями плюща. Обычно его венчала сосновая шишка, или гроздь виноградных листьев и винограда, или листья плюща и ягоды. Лента или филе могут быть прикреплены к нему чуть ниже сосновой шишки или пучка листьев. Считавшийся символом процветания, плодородия и наслаждения в целом, тирс был священным инструментом в ритуалах и церемониях Греции. Дионис использовал тирс, чтобы превращать воду в вино и говорят, что кончик тирса вызывал безумие. Тирс также использовался как оружие («копье, окутанное виноградными листьями»). Например, в пьесе Еврипида «Вакханки» главная героиня Агава случайно убивает своего сына и пронзает его голову тирсом Диониса. Также в «Метаморфозах» Овидия, книга III, Вакк (Дионис) и его последователи уступают тирс.
Примечания:
Еврипид: драматург (трагедия) Древней Греции V века до н.э.
Овидий: римский поэт (43 г. до н.э. — 17/18 г. н.э.) времен Цезаря (Октавиана). Признан одним из трех канонических поэтов латинской литературы.

В Древней Греции в его честь было проведено несколько фестивалей
Дионисия, Галоа, Асколия и Ленея были четырьмя отдельными праздниками в Древней Греции, посвященными богу вина и празднеств. «Сельские Дионисии», проводившиеся в аттический месяц Посидеона (конец декабря), признаны самыми древними среди них. Этот праздник отмечал выращивание винограда, который сопровождался пением, танцами и распитием вина. Этот праздник привел к учреждению более грандиозного праздника «Городская Дионисия» (возможно, VI век до н.э.), отмечаемого в месяц Элафеболион, через три месяца после сельской Дионисии, и, вероятно, в честь окончания зимы и сбора урожая. Другие меньшие аграрные фестивали, такие как Ленайя, Антестерия, Асколия и Халоа, проводились между двумя фестивалями Дионисии.
- Ленайя проводилась в Афинах (январь) и включала процессии, пение и особые обряды, совершаемые женщинами.
- Антестерия проводилась незадолго до полнолуния в месяце антестерион (январь/февраль).
- Асколия была скорее праздником в честь Бога, на котором приносили в жертву козла и играли в игры.
- Халоа был еще одним аграрным праздником, проводившимся в месяц Посейден (декабрь/ январь), после того, как был собран первый урожай. Праздник был посвящен Деметре, Дионису и Посейдону, и в основном его посещали женщины.
Его театр в Афинах — старейший из известных греческих театров
Раскопанный в 1800-х годах немецким архитектором и археологом Вильгельмом Дорпфельдом, «Театр Диониса» в Афинах признан старейшим театром в мире. Построенный на южном склоне холма Акрополя в Афинах, театр стоял прямо к северу от святилища Диониса. Большинство сохранившихся сегодня остатков принадлежат монументальному строительству театра Ликургом во второй половине 4 века до н.э. В это время театр достиг своего максимального размера и мог вместить 17000 человек. По оценкам, ядро театра восходит к 6 веку до нашей эры. Театр в Греции стал тесно ассоциироваться с Дионисийским праздником Города Дионисия (Большая Дионисия) в V веке до нашей эры. Здесь представляли свои произведения такие античные драматурги, как Софокл, Еврипид, Эсхил и Аристофан. Эти пьесы считаются начальной движущей силой развития театра в западной культуре.
Примечания:
Ликургос (390 — 324 г. до н.э.): известный спичрайтер, оратор и администратор Древней Греции.

Римляне идентифицировали Диониса как Вакха
В древнеримской мифологии «Liber Pater» (свободный отец) был богом вина, плодородия и свободы. Либер был богом-покровителем плебеев и вместе с Церерой (богиней земледелия) и Либерией (богиней плодородия) сформировал совместный культ, именуемый земледельческой триадой. Будучи римским богом вина и неограниченной свободы, Либер считался близким эквивалентом греческого бога Диониса, которого римляне называли Вакхом. В греко-римской культуре Дионис эвгемеризировался как историческая фигура, путешествовавшая по миру и являвшаяся основателем городов. Говорят, что он вернулся из Индии с первым в истории «римским триумфом» в золотой колеснице, запряженной тиграми, в сопровождении свиты пьяных сатиров и менад. В некоторых культах и, что более важно, в народном воображении Либер постепенно ассимилировался с Вакхом и стал разделять его романизированную «дионисийскую» иконографию и мифы.
Примечания:
Эвгемеризованный: мифология, в которой мифы считаются преувеличением, но, как предполагается, произошли от реальных исторических событий или персонажей.
Римский триумф: гражданская церемония и религиозное шествие в Древнем Риме, обычно проводимые для публичного празднования и освящения военного успеха.
Праздничная вакханалия Диониса была запрещена в Риме
Вакханалия была основана на различных экстатических элементах греческой Дионисии и была популярным неофициальным праздником Вакха (Диониса) во времена Римской империи. Конкретные обряды, проводимые во время фестиваля, трудно установить. Однако известно, что вакханалия была жестоко подавлена римским государством в 186 г. до н.э. Древнеримский историк Тит Ливий (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.) в 39-й книге своего «Ab urbe condita» утверждает, что жертвами похода стали 7000 человек; многие из них казнены. Он также сообщает, что эти меры вызвали большой террор внутри и за пределами города Рима. Более того, были многочисленные самоубийства и массовое бегство из Рима. Согласно древнеримскому ученому Цицерону (106 г. до н.э.-43 г. до н.э.), меры по подавлению включали даже военные операции, которые могли длиться 5 лет. В конце концов, культ не был полностью ликвидирован, но уменьшен до управляемых размеров и подчинен строгому регламенту. Хотя некоторые современные ученые оспаривают это, Ливиус объясняет, что такие действия государства были вызваны безумными обрядами, сексуальным насилием, развратом, убийствами и революционной контркультурой, связанной с фестивалем.

Он был популярным персонажем в эллинистическом искусстве и искусстве Эпохи Возрождения
Самые ранние изображения Диониса и его последователей можно найти на глиняной посуде, и до эллинистического периода редко встречаются большие скульптуры Бога. Однако дионисийские сюжеты стали обычным явлением в это время, некоторыми хорошо известными примерами являются Дионис Сарданапал (325 г. до н.э.) и Гермес и младенец Дионис (4 век до н.э.). К хорошо известным эллинистическим скульптурам дионисийской тематики, сохранившимся в римских копиях, относятся Фавн Барберини, Торс Бельведера и Отдыхающий сатир. Другие известные изображения Диониса можно отнести к периоду итальянского Возрождения, когда вакхические сюжеты вновь захватили воображение художников. Наиболее известные работы этого времени включают «Вакх» Микеланджело (1496–1497), «Триумф Вакха» (1629) Диего Веласкеса, «Вакх и Ариадна» Тициана (1522–23) и «Вакханку андрианцев» (1523–26).