Дионис | 10 интересных фактов о греческом боге вина

Мифы

В древнегреческой религии Дионис был богом виноделия, сбора винограда и религиозного безумия. Он также был тесно связан с празднеством, театром, праздничными процессиями, экстатическим танцем, плодородием и безумием. Происхождение Диониса остается загадкой, хотя таинственные экстатические ритуалы, связанные с ним, можно наблюдать и в других, более древних культурах. В Греции поклонение его культу восходит как минимум к микенскому периоду. Дионис тесно связан с символами: бык, змей, тигры/леопарды, тирс, плющ, виноградная лоза, инжир, вино и виноград. В основном его можно увидеть в сопровождении сатиров, менад, кентавров и силен. Дионисий был известным праздником в Афинах, посвященным Богу. В Риме он стал известен как БахусВакханалия была выдающимся частным праздником, отмечаемым в поклонении Богу вина. Бахус также считался основателем римского Триумфального шествия. Узнайте больше о греческом боге вина с помощью этих 10 фактов.

Примечания:
Микенский период: последняя фаза бронзового века в Древней Греции, охватывающая период примерно с 1750 по 1050 год до нашей эры.
Ближний Восток: регион, примерно соответствующий современному Ближнему Востоку.
Тирс: жезл или посох гигантского фенхеля, покрытый плющом или листьями, обычно увенчанный сосновой шишкой.
Сатиры: пьяные лесные боги, представленные в греческом искусстве в виде человека с ушами лошади и хвостом, в римском искусстве с козьими ушами, хвостом и рогами.
Менады: женщины-последователи Вакха, традиционно связанные с божественной одержимостью и безумными обрядами.
Силени: лесной дух, обычно изображаемый пьяным стариком с ушами (а иногда и ногами и хвостом), как у лошади.
Римский триумф: гражданская церемония и религиозное шествие в Древнем Риме, обычно проводимое для публичного празднования и освящения военного успеха.

Дионисийский культ следовал таинственным практикам для достижения экстатических состояний

С имеющимися доказательствами происхождение культа Диониса нельзя проследить с какой-либо уверенностью. Таинственный экстатический культ, дионисийские ритуалы, как известно, использовали различные опьяняющие вещества и элементы, такие как танец, музыка и одержимость духом, чтобы вызвать состояния, подобные трансу. Кроме того, они пытались устранить социальные запреты и цивилизационные правила и освободить человека в его естественной форме. С его акцентом на чувственность и сексуальную любовь культ Диониса демонстрировал заметную близость к женской природе и его привлекательность была в первую очередь для женщин. Именно среди женщин он нашел своих самых преданных сторонников. Их энтузиазм был основой его власти.

Дионис в «Вакхе» Караваджо
Дионис в «Вакхе» Караваджо

Его культ может относиться к вакхическим, элевсинским и орфическим мистериям

Мистерии Диониса иногда приписывают Орфею, легендарному музыканту и пророку Древней Греции. Дионис — самый важный Бог в орфизме. Его смерть от рук титанов составляет центральный миф религии. Однако есть данные, которые могут свидетельствовать о том, что орфические мистерии были заимствованы из дионисийских мистерий и что орфизм мог быть реформой более ранней дионисийской религии. Некоторые ученые также указывали на сходство между мистериями Диониса и мистериями Персефоны, предполагая, что они вместе были частью одной и той же религии мистерийЭлевсинские мистерии, посвященные богиням Деметре и Персефоне, были важным религиозным праздником в эллинскую эпоху. Позже он распространился на Рим. В этих мистериях Дионис стал отождествляться с второстепенным божеством Иакхом, который, по разным данным, был либо сыном Деметры, либо ее мужем, или сыном Персефоны, или сыном Диониса. Эти ассоциации могут быть датированы 5 веком до нашей эры.

Примечания:
Персефона: греческая богиня земледелия и растительности, дочь Деметры и Зевса (царя олимпийских богов), была женой и королевой Аида (правителя подземного мира).
Деметра: богиня урожая, земледелия и плодородия земли.

Табличка Нинниона - табличка с изображением элементов Элевсинских мистерий.
Табличка Нинниона — табличка с изображением элементов Элевсинских мистерий.

Его культ предшествовал древнегреческой цивилизации

Ранние ученые древней Греции понимали Диониса как чужеземное божество, которое неохотно было принято в греческий пантеон богов. Однако недавние открытия показывают, что его культ в Греции мог предшествовать тому, что мы знаем как древнегреческую цивилизацию. Это заставляет нас признать, что даже если его культ был импортирован, он был задолго до того, что было принято раньше. В начале и середине 20 века раскопки, проведенные во дворце Нестора в Пилосе и вокруг него, обнаружили самые ранние письменные упоминания о культе Диониса. На обнаруженных фрагментах глиняных табличек, датированных примерно 13 веком до н.э., микенская Греция, его имя написано как di-wo-nu-su-jo («Dionysoio» = «Диониса») в линейном письме B. Это может указывать на подношения божеству в этот период. Другие ссылки на «женщин из Ойноа» и «место вина» рассматриваются как подтверждающие эту гипотезу.

Примечания:
Микенская Греция: примерно с 1750 по 1050 год до нашей эры, это считается последней фазой бронзового века в Греции. Дом микенской цивилизации, предшествовавшей древним грекам.
Дворец Нестора: признан важным центром микенской Греции. Археологический объект сегодня является наиболее хорошо сохранившимся дворцом того времени.
Линейное письмо B: форма письма бронзового века, обнаруженная на табличках на Крите.

Линейное письмо B, показывающее, что Дионис предшествует древним грекам.
Линейное письмо B, показывающее, что Дионис предшествует древним грекам.

Самое раннее изображение Диониса сохранилось на керамике

Самое раннее известное изображение, относящееся к Дионису вместе с его именем, найдено на динозавре аттическим гончаром Софилом, датируемым примерно 570 г. до н.э. Объекты изображают свадьбу Пелея и Фетиды, где Пелей принимает свадебных гостей, включая Диониса, в своем доме. Между колоннами дома Пелея подпись художника «Софилос нарисовал меня». Другая иконография, найденная на глиняной посуде, указывает на то, что поклонение Дионису, возможно, было прочно установлено к 7 веку до нашей эры. Он был не только богом вина, но к этому времени он ассоциировался со свадьбами, смертью, жертвоприношением и сексуальностью. Более того, его окружение из сатиров и танцоров уже было установлено.

Примечания:
Чердак: историческая область, которая охватывает город Афины. Относится к полуострову, выступающему в Эгейское море, граничащему с Беотией на севере и Мегаридой на западе.
Динос: чаша для питья, использовавшаяся для вина в Древней Греции.
Пелей и Фетида: Пелей (греческий герой) и Фетида (морская нимфа) — известная пара в греческих мифах. Они родители другого легендарного греческого героя Ахиллеса.

Софилос Дионис в Британском музее
«Софилос Дионис» в Британском музее

Его часто изображают с тирсом

В искусстве, иконографии и литературе Диониса и его последователей часто можно увидеть с тирсом, который является выдающимся символом, связанным с Богом. Тирс представляет собой жезл или посох из гигантского фенхеля, покрытый лозами или листьями плюща. Обычно его венчала сосновая шишка, или гроздь виноградных листьев и винограда, или листья плюща и ягоды. Лента или филе могут быть прикреплены к нему чуть ниже сосновой шишки или пучка листьев. Считавшийся символом процветания, плодородия и наслаждения в целом, тирс был священным инструментом в ритуалах и церемониях Греции. Дионис использовал тирс, чтобы превращать воду в вино и говорят, что кончик тирса вызывал безумие. Тирс также использовался как оружие («копье, окутанное виноградными листьями»). Например, в пьесе Еврипида «Вакханки» главная героиня Агава случайно убивает своего сына и пронзает его голову тирсом Диониса. Также в «Метаморфозах» Овидия, книга III, Вакк (Дионис) и его последователи уступают тирс.

Примечания:
Еврипид: драматург (трагедия) Древней Греции V века до н.э.
Овидий: римский поэт (43 г. до н.э. — 17/18 г. н.э.) времен Цезаря (Октавиана). Признан одним из трех канонических поэтов латинской литературы.

Колоссальная статуя Антиноя, держащего тирс в образе Диониса.
Колоссальная статуя Антиноя, держащего тирс в образе Диониса.

В Древней Греции в его честь было проведено несколько фестивалей

Дионисия, Галоа, Асколия и Ленея были четырьмя отдельными праздниками в Древней Греции, посвященными богу вина и празднеств. «Сельские Дионисии», проводившиеся в аттический месяц Посидеона (конец декабря), признаны самыми древними среди них. Этот праздник отмечал выращивание винограда, который сопровождался пением, танцами и распитием вина. Этот праздник привел к учреждению более грандиозного праздника «Городская Дионисия» (возможно, VI век до н.э.), отмечаемого в месяц Элафеболион, через три месяца после сельской Дионисии, и, вероятно, в честь окончания зимы и сбора урожая. Другие меньшие аграрные фестивали, такие как Ленайя, Антестерия, Асколия и Халоа, проводились между двумя фестивалями Дионисии.

  • Ленайя проводилась в Афинах (январь) и включала процессии, пение и особые обряды, совершаемые женщинами.
  • Антестерия проводилась незадолго до полнолуния в месяце антестерион (январь/февраль).
  • Асколия была скорее праздником в честь Бога, на котором приносили в жертву козла и играли в игры.
  • Халоа был еще одним аграрным праздником, проводившимся в месяц Посейден (декабрь/ январь), после того, как был собран первый урожай. Праздник был посвящен Деметре, Дионису и Посейдону, и в основном его посещали женщины.

Его театр в Афинах — старейший из известных греческих театров

Раскопанный в 1800-х годах немецким архитектором и археологом Вильгельмом Дорпфельдом«Театр Диониса» в Афинах признан старейшим театром в мире. Построенный на южном склоне холма Акрополя в Афинах, театр стоял прямо к северу от святилища Диониса. Большинство сохранившихся сегодня остатков принадлежат монументальному строительству театра Ликургом во второй половине 4 века до н.э. В это время театр достиг своего максимального размера и мог вместить 17000 человек. По оценкам, ядро ​​​​театра восходит к 6 веку до нашей эры. Театр в Греции стал тесно ассоциироваться с Дионисийским праздником Города Дионисия (Большая Дионисия) в V веке до нашей эры. Здесь представляли свои произведения такие античные драматурги, как Софокл, Еврипид, Эсхил и Аристофан. Эти пьесы считаются начальной движущей силой развития театра в западной культуре.

Примечания:
Ликургос (390 — 324 г. до н.э.): известный спичрайтер, оратор и администратор Древней Греции.

Театр Диониса в Афинах
Театр Диониса в Афинах

Римляне идентифицировали Диониса как Вакха

В древнеримской мифологии «Liber Pater» (свободный отец) был богом вина, плодородия и свободы. Либер был богом-покровителем плебеев и вместе с Церерой (богиней земледелия) и Либерией (богиней плодородия) сформировал совместный культ, именуемый земледельческой триадой. Будучи римским богом вина и неограниченной свободы, Либер считался близким эквивалентом греческого бога Диониса, которого римляне называли Вакхом. В греко-римской культуре Дионис эвгемеризировался как историческая фигура, путешествовавшая по миру и являвшаяся основателем городов. Говорят, что он вернулся из Индии с первым в истории «римским триумфом» в золотой колеснице, запряженной тиграми, в сопровождении свиты пьяных сатиров и менад. В некоторых культах и, что более важно, в народном воображении Либер постепенно ассимилировался с Вакхом и стал разделять его романизированную «дионисийскую» иконографию и мифы.

Примечания:
Эвгемеризованный: мифология, в которой мифы считаются преувеличением, но, как предполагается, произошли от реальных исторических событий или персонажей.
Римский триумф: гражданская церемония и религиозное шествие в Древнем Риме, обычно проводимые для публичного празднования и освящения военного успеха.

Праздничная вакханалия Диониса была запрещена в Риме

Вакханалия была основана на различных экстатических элементах греческой Дионисии и была популярным неофициальным праздником Вакха (Диониса) во времена Римской империи. Конкретные обряды, проводимые во время фестиваля, трудно установить. Однако известно, что вакханалия была жестоко подавлена ​​римским государством в 186 г. до н.э. Древнеримский историк Тит Ливий (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.) в 39-й книге своего «Ab urbe condita» утверждает, что жертвами похода стали 7000 человек; многие из них казнены. Он также сообщает, что эти меры вызвали большой террор внутри и за пределами города Рима. Более того, были многочисленные самоубийства и массовое бегство из Рима. Согласно древнеримскому ученому Цицерону (106 г. до н.э.-43 г. до н.э.), меры по подавлению включали даже военные операции, которые  могли длиться 5 лет. В конце концов, культ не был полностью ликвидирован, но уменьшен до управляемых размеров и подчинен строгому регламенту. Хотя некоторые современные ученые оспаривают это, Ливиус объясняет, что такие действия государства были вызваны безумными обрядами, сексуальным насилием, развратом, убийствами и революционной контркультурой, связанной с фестивалем.

Вакханка Андрианов – картина Тициана
Вакханка Андрианов – картина Тициана

Он был популярным персонажем в эллинистическом искусстве и искусстве Эпохи Возрождения

Самые ранние изображения Диониса и его последователей можно найти на глиняной посуде, и до эллинистического периода редко встречаются большие скульптуры Бога. Однако дионисийские сюжеты стали обычным явлением в это время, некоторыми хорошо известными примерами являются Дионис Сарданапал (325 г. до н.э.) и Гермес и младенец Дионис (4 век до н.э.). К хорошо известным эллинистическим скульптурам дионисийской тематики, сохранившимся в римских копиях, относятся Фавн Барберини, Торс Бельведера и Отдыхающий сатир. Другие известные изображения Диониса можно отнести к периоду итальянского Возрождения, когда вакхические сюжеты вновь захватили воображение художников. Наиболее известные работы этого времени включают «Вакх» Микеланджело (1496–1497), «Триумф Вакха» (1629) Диего Веласкеса«Вакх и Ариадна» Тициана (1522–23) и «Вакханку андрианцев» (1523–26).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья, поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий