Платон | 10 главных достижений

Наука

Считается, что Платон родился в Афинах, Греция, примерно в 428 году в пятом веке до нашей эры. Родившись в богатой афинской семье, Платон хотел стать политиком, но по мере взросления от политики его отталкивали афинские диктаторы, к тому же Платона все больше тянуло к мыслям Сократа. В конечном итоге он стал учеником Сократа. Наряду со своим учителем Сократом и его самым известным учеником Аристотелем Платон считается одним из основных философов, оказавших влияние на западную философскую традицию и мышление. Было много разногласий относительно подлинности работ Платона, и, как и во всем остальном, информацию всегда следует принимать скептически и непредвзято. Узнайте больше о влиянии Платона на философию из его 10 основных работ. 

Ему приписывают создание первого университета в Европе

В 399 г. до н. э., после того как Сократа приговорили к смертной казни, Платон покинул Афины. Считается, что в этот период он много путешествовал и вернулся через 12 лет в 387 г. до н.э. Нет никаких исторических записей о точном времени официального основания школы Платона, но современные ученые в целом согласны с тем, что это было в середине 380-х годов до нашей эры; после его возвращения. 

Академия была школой за городскими стенами древних Афин. Это было место, где студенты изучали самые разные предметы у разных преподавателей и она была аккредитована большинством ученых как первый известный университет в Европе. Академия привлекла многих блестящих людей, в том числе Теэтета (математика), Евдокса Книдского (математика) и Аристотеля (философа). 

Платон считал, что такие институты приведут к социальному прогрессу и более стабильному правительству. Он руководил Академией до своей смерти в 347 г. до нАкадемия была разрушена в 86 г. до н.э. после осады Афин римским диктатором Суллой. Почти 500 лет спустя, в 410 году нашей эры, возрожденная неоплатоническая академия была основана как центр неоплатонизма и мистицизма до 529 года, когда она была закрыта христианским императором Юстинианом I, заявившим, что это языческое учреждение.

Изображение Платона в его академии
Изображение Платона в его академии

Платон дал нам представление о философском учении Сократа

Сократа считают одним из основателей западной философской мысли, и историки часто называют его первым философом-моралистом. Хотя Сократ был влиятельным мыслителем в свое время, он не записал ни одно из своих учений. Таким образом, Сократ известен благодаря трудам своих современников, таких как Антисфен и Аристипп, или его учеников, таких как Ксенофон и Платон. 

Платон по большей части писал диалоги, в которых персонажи обсуждают предмет, анализируя и разбирая его с разных точек зрения. В так называемых «диалогах» ранние сочинения Платона кажутся прямо унаследованными от Сократа. Учитель Платона Сократ в основном является центральным персонажем в этих сочинениях, сосредоточенных вокруг уроков Сократа. Самый известный из Сократовских диалогов — «Апология», в котором персонаж Сократа защищает свои убеждения от обвинений афинского двора. Хотя другие источники изображают другого Сократа, «диалоги» Платона являются жизненно важным источником для понимания Сократа.

Статуя Сократа в Афинской академии
Статуя Сократа в Афинской академии

Платон написал множество философских дискуссий, обсуждаемых до сих пор

Ученые обычно разделяют произведения Платона на три разные эпохи:

Ранний период — сочинения, приписываемые ему в этот период, включают Апологию Сократа, Евтифрона, Большого и Малого Гиппия и Иона. Вымышленный персонаж Сократа в диалогах — неотъемлемая часть этого периода.

Средний период — самые известные произведения, приписываемые Платону, были написаны в это время, в том числе «Государство», «Симпозиум» и «Федор». Платон продолжает использовать свои диалоги для исследования таких философских концепций, как правительство, любовь и душа. В эту эпоху персонаж Сократа попрежнему остается вымышленным средством аргументации философских концепций, но он начинает отходить на задний план.

Диалоги Платона Платон
Диалоги Платона

Поздний период — самые известные творческие работы этого периода — Парменид и Теэтет. В этот период Платон ставит под сомнение парадоксы религии и знания.

Большая часть работ Платона представлена ​​в форме диалогов, которые зачастую не приводят к какому-либо заключению. Изучающего философию Платона поощряют подходить к теме разными способами и неоднократно подвергать сомнению результат. Эти драматические особенности произведений Платона привлекли внимание даже литературоведов, относительно не интересующихся философией, и являются причиной того, что они продолжают оставаться предметом горячих споров по прошествии многих лет.

Он придумал влиятельную Теорию форм

Понятие формы является центральным в философию Платона. Однако некоторые приписывают философию Сократу. Концепция говорит об идеальном мире форм, которые имитируются в ложном мире явлений. Явления — это физический мир, который мы переживаемошибочное эхо идеальной модели, существующей вне пространства и времени. На простом примере физического объекта, такого как стул, или такого понятия, как справедливость, можно в общих чертах сказать, что мы испытываем несовершенный стул и несовершенную справедливость в явлениях или материальном мире, в котором мы существуем. Однако существует идеальный и совершенный стул и справедливость в идеальном мире Форм. Формы используются на протяжении всей работы Платона для объяснения концепций знания, справедливости и многих других. Говорят, что в своей работе «Республика» Платон продемонстрировал эту концепцию форм в иллюстрации под названием «Аллегория пещеры».

Схема, поясняющая Платоновскую аллегорию пещеры Платон
Схема, поясняющая Платоновскую аллегорию пещеры

Платон придумал эпистемологию или теорию познания

Платон считал, что истинное знание может быть получено только из мира идеальных и вневременных форм. Например, в его сократовском диалоге «Мено» мальчик может находить математические истины, не наблюдая за миром, приходя к истине, задавая вопросы и рассматривая ответы. Платон утверждает, что это пример воспоминания с последними истинами из прошлой жизни или знания посредством созерцания, а не наблюдения. Он утверждает, что знание неотъемлемо присутствует в душе человека и окутано его восприятием реальности.

Его работа Государство считается краеугольным камнем западной философии

«Государство», пожалуй, самая известная и влиятельная работа Платона по философии и политике. По сути, это сократовский диалог о справедливости. «Государство» исследует философский разговор между шестью мужчинами об идеальном государстве (республике), которое могло бы служить образцом для всех существующих и возникающих обществ. В «Государстве» четыре добродетели — отвага, мудрость, воздержание и справедливость — рекомендуются хорошему сообществу, и среди них Платон считает, что справедливость является наиболее важной.

Платон

Он пропагандировал разделение труда

Платон определил человеческую потребность как основную причину ассоциации. Он думал, что люди, по сути, служат своим личным интересам, они организовывают и поддерживают друг друга, как будто это отвечает их личным интересам. Платон выступал за разделение труда для организации производственных усилий. Он считал, что у каждого человека разные природные способности, и поэтому он подходит для одного занятия, в то время как другой может подходить для чего-то другого. Он считал, что для того, чтобы многие дела делались одновременно, требуется наличие людей, закрепленных за некоторыми задачами.

Он рассуждал, что общество можно разделить на три класса:

1. « Аппетит» души или рабочих, производящих продукцию для потребления, таких как рабочие, торговцы, фермеры и т.д.

2. « Дух» души или сильные и смелые хранители, которые защищают.

3. « Разум» души или правителей, или философов-королей, которые разумны, рациональны, самообладатели и влюблены в мудрость и справедливость.

Платон сказал, что только через специализацию в одной из этих обязанностей можно стереть разобщенность между людьми и установить справедливое государство.

Платон делал упор на образование

Платон признавал, что только через образование человек может реализовать свою истинную функцию в обществе. В республике образование считается второстепенным в создании идеального государства. Платон выступал за образование, контролируемое государством, и против любых форм принудительного обучения. Образование рассматривается как искусство ориентирования, и преподавателей поощряют изобретать простые методы, чтобы направить обучение в правильном направлении.

Он придумал влиятельную концепцию Платонической любви

В своей работе «Симпозиум» Платон предлагает проникнуть в философию любви и красоты. В этом философском произведении 7 персонажей произносят речи, восхваляющие Эросабога любви и желания. Платон исследует различные точки зрения через этих персонажей. Персонаж Сократ обсуждает, как мужчины должны начинать с любви к конкретному красивому человеку, на следующем этапе любовь — это частный пример красоты в целом, а затем любовь переходит от физической красоты к нравственной. Следующим шагом должна стать любовь к мудрости и, наконец, способность любить и ценить божественную красоту. Говорят, что в этом заключается первые семена того, что мы знаем, как Платоническая любовь сегодня, тип эмоционального и духовного общения без сексуального желания.

Платон был ведущим наставником математики своего времени

Хотя Платон сам не был математиком, он был одним из важных покровителей этого предмета в Древней Греции. Вдохновленный Пифагором, Платон открыл свою академию в 387 г. до н.э., где он сделал упор на предмете как на способе лучше понять реальность. Говорят, что в его Академии обучались некоторые из самых выдающихся математиков древней Европы, такие как Евдокс, Теэтет и Архит.

Платон (слева) и Аристотель (справа) в знаменитой афинской школе живописи Рафаэля.
Платон (слева) и Аристотель (справа) в знаменитой афинской школе живописи Рафаэля.

Аллегория пещеры для объяснения форм

Есть темная пещера, где людей приковывали цепями к стене с рождения. В зале горит огонь, о котором заключенные не подозревают. Перед этим огнем проходят предметы, и на стену перед заключенными проецируется тень. Заключенные воспринимают эти теневые объекты как реальность, потому что они никогда больше ничего не видели. Иногда, если заключенного освобождают, его пугает и сбивает с толку окружение. Если затем кто-то вылезет из пещеры, что является трудным и болезненным занятием, и увидит солнце и мир наверху (или идеальные формы), этот освобожденный пленник будет вынужден вернуться в пещеру и попытаться освободить своих товарищей — мужчин, которые не поверили бы ему и высмеяли его.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья, поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий