Ацтеки и их Империя | 11 интересных фактов

Факты

Мезоамерика — это термин, используемый для описания региона, примерно соответствующего современной Мексике и Центральной Америке, который был населен различными обществами до испанской колонизации после знаменитого открытия Христофора Колумба. Империя ацтеков представляла собой тройственный союз между городами-государствами Теночтитлан , Тескоко и Тлакопан, которые доминировали на большей части центральной Мексики, а также на других территориях Мезоамерики с начала 14 века до испанского завоевания в 1521 году. Термин «ацтеки» иногда используется для обозначения людей, говорящих на языке науатль центральной Мексики. В частности, он описывает людей Мексики, которые строят Теночтитлан, столицу Империи ацтеков, в то время как некоторые из них также включают жителей ее союзников: аколуа из Тескоко и тепанеки из Тлакопана. Узнайте больше об ацтекском происхождении, правителях, завоеваниях, религии и человеческих жертвоприношениях, а также о взлете и падении их империи через эти 11 интересных фактов.

Они были сосланы на остров после того, как принесли в жертву дочь короля

Ацтлан — легендарное место, местонахождение которого до сих пор не установлено. Ацтеки называют Ацтлан своей прародиной. На языке науатль, на котором говорят ацтеки, слово ацтеки означает «люди из Ацтлана», и именно отсюда ацтеки получили свое популярное имя. Мексиканцы были последними ацтланскими мигрантами, прибывшими в долину Мехико примерно в 1250 году нашей эры. Король города-государства Колуакан разрешил им поселиться в месте под названием Чапультепек. Позже он хотел выдать одну из своих дочерей замуж за мексиканца и назначить ее править своим племенем. Однако вместо этого мексиканцы принесли ее в жертву своему богу-покровителю Уицилопочтли и содрали с нее кожу. В ярости царь изгнал их из своей области. Их загнали на остров в озере Тескоко, в болотистой местности, которую еще никто не заселил из-за ее сложной географии. Там люди Мехико, или ацтеки, увидели орла, гнездящегося на кактусе нопал, который они истолковали как знак от своего Бога построить свой город на этом месте. Они назвали его Теночтитлан.

Изображение человеческих жертвоприношений ацтеков ацтеки
Изображение человеческих жертвоприношений ацтеков

Ацтеки построили чудесный город Теночтитлан на одной из самых труднопроходимых местностей

Ацтеки основали город Теночтитлан на небольшом заболоченном острове на озере Тескоко в долине Мехико. Они столкнулись со многими проблемами, такими как создание прочного фундамента для своих зданий на болотистой местности, обеспечение города чистой водой, соединение своего города с материком, защита его от наводнений и производство продуктов питания для его растущего населения. Однако, несмотря на эти проблемы, ацтеки построили на этом месте один из величайших городов того времени. На пике своего развития Теночтитлан был крупнейшим городом доколумбовой Америки. Он занимал площадь от 8 до 13,5 км 2, а его население составляло от 200 000 до 300 000 человек. В нем проживало вдвое больше населения, чем в Лондоне или Риме и он был одним из крупнейших городов мира. Когда испанцы прибыли в Теночтитлан, они были настолько очарованы его улицами, дорогами, каналами, акведуками, рынками, дворцами и храмами, что сомневались, было ли это на самом деле или они были во сне.

Изображение столицы ацтеков Теночтитлана ацтеки
Изображение столицы ацтеков Теночтитлана

Они построили одну из самых больших и могущественных империй в Мезоамерике

Мексиканцы основали город Теночтитлан в 1325 году нашей эры. Первоначально они были союзником и платили дань Аскапоцалько, столице империи Тепанек. В 1426 году король Аскапоцалько устроил убийство правителя Мексики. В следующем году Теночтитлан объединился с городами-государствами Тескоко, Тлакопан и Уэшоцинко, чтобы вести войну против Аскапоцалько. Они вышли победителями в 1428 году. После войны Уэшоцинко ушел. Остальные три города-государства сформировали Тройственный союз, и Теночтитлан вскоре стал доминирующей державой. Альянс вел захватнические войны и быстро расширялся после своего образования. На пике своего развития Тройственный союз или Империя ацтеков контролировал большую часть центральной Мексики, а также другие территории. Он покрывал 208 000 квадратных километров и насчитывал 25 миллионов человек почти в 500 городах. Это была одна из самых больших и могущественных империй в истории Мезоамерики.

Карта Империи ацтеков в рассвете ацтеки
Карта Империи ацтеков в рассвете

Империя ацтеков была неформальной империей, правившей опосредованно

В отличие от европейских империй, империя ацтеков правила косвенным путем и не претендовала на верховную власть над зависимыми провинциями. Ацтеки оставляли у власти местных правителей завоеванных городов-государств при условии, что они соглашались платить полугодовую дань и поставлять вооруженные силы для ведения войны, когда империя нуждалась в этом. В империи было два типа провинций: стратегические провинции, которые помогали государству ацтеков по взаимному согласию, и провинции-данники, в которых обязательства были обязательными, а не консенсуальными. Провинциальная система дани контролировалась и координировалась не королем, а отдельным чиновником, называемым петлакалкатль. На провинциальном уровне сбором дани руководил чиновник по имени уэкальпикс, власть которого распространялась на кальпикса низшего ранга.

Страница из Кодекса Мендосы, на которой перечислены дань, которую города должны были платить империи ацтеков. ацтеки
Страница из Кодекса Мендосы, на которой перечислены дань, которую города должны были платить империи ацтеков.

Император ацтеков был исвестен как Хьюи Тлатоани или великий оратор

Правителя империи ацтеков звали Тлатоани («тот, кто говорит»). В каждом городе-государстве империи ацтеков были свои тлатоани. Мексиканского правителя империи ацтеков, правившего из Теночтитлана, звали Хуэй Тлатоани («великий оратор»). Управление данью, война, дипломатия и расширение находились в ведении Хьюи Тлатоани. В то время как Хьюи Тлатоани был высшей властью и внешним лидером, существовал также внутренний правитель по имени Сиуакоатль («женщина-близнец»), чья основная роль заключалась в управлении городом Теночтитлан. Сиуакоатль всегда был близким родственником Хьюи Тлатоани. Обе эти должности не были жреческими, но выполняли важные ритуальные задачи. Империя ацтеков также имела военно-совещательный совет, состоящий из четырех человек, который помогал императору в принятии решений. Четыре члена Совета также служили военными генералами. Во время престолонаследия император мог быть избран только из этого Совета. Это было сделано для сдерживания амбиций дворянства.

Портрет императора ацтеков Монтесумы II
Портрет императора ацтеков Монтесумы II

Возможно, величайшим имератором ацтеков был Ауитсотль

За 145-летнее правление Империи ацтеков было всего 11 хьюи тлатоани. Акамапичтли основал имперскую династию ацтеков в 1375 году. Их четвертый император Ицкоатль (годы правления 1428–1440) разгромил империю Тепанек и положил начало Тройственному союзу. Его сменил Моктесума I ( годы правления 1440–1469 ), который укрепил империю и организовал строительство знаменитого двойного акведука, снабжавшего Теночтитлан пресной водой. Империя ацтеков быстро расширялась под руководством их восьмого правителя Ауисотля ( годы правления 1486–1502 ), которого многие считают величайшим военачальником Мезоамерики. Его завоевания открыли пути к прибрежным районам, что привело к расширению торговли и процветанию. Он также руководил многими строительными проектами. Правление Ауисотля было золотой эрой империи. Империя ацтеков достигла своего наибольшего размаха во время правления его преемника Монтесумы II ( годы правления 1502–1520 ), который был правителем, когда испанцы прибыли в 1519 году. Последним императором ацтеков был Куаутемок, который был захвачен испанцами в 1521 году.

Первоначально испанцев приветствовал ацтекский император Монтесума II

Эрнан Кортес, испанский конкистадор, прибыл на Юкатан в современной Мексике в начале 1519 года. Он возглавил контингент из 11 кораблей, на борту которых находилось около 630 человек. Он использовал стратегию, чтобы настроить местных жителей друг против друга, чтобы завоевать регион. После победы над тлаксаканскими и чолульскими воинами, объединившись с другими туземцами, он достиг Теночтитлана 8 ноября 1519 года. Царь ацтеков Теночтитлана Моктесума II приветствовал Кортеса и позволил ему остаться в своем городе. Примерно через шесть недель Кортес использовал инцидент, в котором были убиты два испанца, как предлог, чтобы взять Монтесуму в заложники. Затем Кортес управлял городом косвенно в течение нескольких месяцев. 20 мая 1520 года испанцы под командованием Педро де Альварадо напали на безоружных ацтекских дворян, собравшихся на фестивале Токкатль, и убили тысячи людей, в том числе большую часть руководства Теночтитлана. Это привело к восстанию в Теночтитлане, в ходе которого был убит Моктесума II, а Кортес и его люди были вынуждены покинуть город.

Изображение первой встречи Эрнана Кортеса и Монтесумы II.
Изображение первой встречи Эрнана Кортеса и Монтесумы II.

Большая часть населения ацтеков была уничтожена болезнями после испанского завоевания

После восстания в Теночтитлане город поразила вспышка оспы, убившая более 50% населения региона. Вступив в союз с городами, находящимися под контролем ацтеков, после разгромив их, Кортес год спустя начал осаду Теночтитлана. В мае 1591 года он напал на город с 600 испанцами и более чем 50 000 воинов туземных племен. После ожесточенной битвы Теночтитлан пал 13 августа 1521 года, а его император Куаутемок был взят в плен. Впоследствии долину Мехико поразили еще две эпидемии оспы (1545—1548) и тифа (1576—1581), которые уничтожили более 80 % коренного населения региона. Мексика была построена на руинах Теночтитлана. Большинство современных мексиканцев — метисы, термин, используемый для описания человека европейского и коренного происхождения. Центральная эмблема мексиканского флага основана на ацтекском символе Теночтитлана, вид, который вдохновил их построить здесь свой великий город. На языке науатль до сих пор говорят около 1,5 миллиона человек, в основном в горных районах Мексики.

Картина, изображающая последнюю битву и падение Теночтитлана.
Картина, изображающая последнюю битву и падение Теночтитлана.

Кортексу помогла победить ацтеков местная женщина по имени Ла Малинш

В апреле 1519 года испанцы нанесли поражение уроженцам чонтальских майя из Потончана, которые, в свою очередь, дали им 20 рабынь, среди которых была женщина по имени Ла Малинче. Она говорила на двух родных языках, майя и науатль. Вскоре она выучила испанский язык и работала переводчиком у Кортеса. Позже она стала любовницей Кортеса и родила ему первого сына Мартина. Ла Малинш сыграла решающую роль в испанском завоевании цивилизации ацтеков. Помимо работы советником и переводчиком Кортеса, она сыграла важную роль в дипломатии, помогая испанскому союзнику с местными племенами. Среди прочего, она предупредила Кортеса о плане туземцев по уничтожению его небольшой армии, что привело к резне племени заговорщиков. В одном источнике даже говорится, что сам Кортес говорил, что после Бога Малинче была главной причиной его успеха. Благодаря ей термин «малинхист» применяется ко всем тем, кто испытывает влечение к чужим культурам и пренебрежение к собственной национальной культуре. Сегодня некоторые считают Ла Малинш женщиной, застрявшей между двумя культурами, и матерью новой расы, в то время как другие считают ее предателем, положившим конец своей собственной цивилизации.

Изображение Ла Малинче на фреске известного мексиканского художника Диего Риверы.
Изображение Ла Малинче на фреске известного мексиканского художника Диего Риверы.

Религия ацтеков была политеистической и они переняли богов из других культур

Религия ацтеков была политеистической и включала в себя большой и постоянно растущий пантеон богов и богинь. Ацтеки часто перенимали богов из разных культур и позволяли им поклоняться как части своего пантеона. Самыми важными небесными сущностями в религии ацтеков были СолнцеЛуна и планета Венера

Бог-покровитель мексиканского племени Теночтитлана был богом Солнца Уицилопочтли, олицетворявшим войну и жертвоприношение. Другие важные боги включали Тлалока, верховного бога дождя и, соответственно, бога земного плодородия и воды, Тескатлипока, связанного с широким кругом понятий и Кетцалькоатль («пернатый змей»), бога ветра, неба и звезд, связанного с обучением. Религия была частью всех уровней ацтекского общества, и на каждом уровне были свои ритуалы и божества. Слово священника на науатле было tlamacazqui, что означало «дающий вещи». Его главная обязанность заключалась в том, чтобы удостовериться, что богам воздается должное в виде подношений, церемоний и жертвоприношений.

Изображение божества-покровителя ацтеков Уицилопочтли - бога Солнца, олицетворявшего войну и жертвоприношение
Изображение божества-покровителя ацтеков Уицилопочтли — бога Солнца, олицетворявшего войну и жертвоприношение.

Человеческие жертвоприношения ацтеков

Ацтеки верили, что постоянные жертвоприношения богам поддерживают Вселенную. Человеческое жертвоприношение считалось высшим подношением богам в счет погашения их долга и составляло основную часть их религии. В их ритуале человека, которого приносили в жертву, брали на вершину храма. Затем четыре священника клали его на каменную плиту, а пятый священник разрезал его живот церемониальным ножом. Разрез делался в брюшной полости и проходил через диафрагму. Затем священник хватал сердце и вырывал еговсе еще бьющееся. Сердце помещали в чашу, которую держала статуя почитаемого бога, а тело бросали вниз по лестнице храма. Во время ритуала жрецы и зрители наносили удары, протыкали себя и истекали кровью в виде самопожертвования. Ведутся споры о масштабах и причинах человеческих жертвоприношений у ацтеков. Принято считать, что это практиковалось в больших масштабах. Помимо религиозных причин, предполагается, что публичное зрелище принесения в жертву воинов из завоеванных государств было важным проявлением политической власти и способом сдерживания будущих восстаний.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья, поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий